Понедельник , Декабрь 10 2018
Домой / Android / Машины, двигающиеся сами

Машины, двигающиеся сами

Twitter

Google+

В конце XIX века в Европе произошло событие, изменившее практически весь ход мировой истории. Господа Даймлер и Бенц создали первую в мире самодвижущуюся коляску, энергетической установкой которой являлся бензиновый мотор. Автомобиль дал людям возможность быстро и дёшево перемещаться из пункта А в пункт Б. Это привело к полному вытеснению автомобильным транспортом лошадей с улиц городов в течение следующих сорока лет. Но как тогда, так и сейчас основным управляющим блоком самодвижущихся повозок является водитель – представитель отряда приматов homo sapience. Вот только биологическая эволюция плохо приспособила людей к тому, чтобы быть активной системой управления автотранспортным средством. Мы воспринимаем мир «на глазок», не всегда корректно оценивая расстояние до чужой машины или столба освещения. Люди засыпают прямо за рулём, потому что мы не можем сознательно контролировать этот процесс. Наш мозг склонен приуменьшать опасность вождения в пьяном виде. Если мы сильно взволнованы, то уровень концентрации на дорожной ситуации может упасть ниже критического. Всё это приводит к тому, что на дорогах России за 2017 год погибло примерно девятнадцать тысяч человек – это больше танковой дивизии Российской Федерации.

Автомобили в эру компьютеров

Производители автотранспортных средств с началом компьютерной эры получили возможность упрощать управление своими четырёхколёсными устройствами с помощью цифровых устройств. Они помогают водителю принимать решение, а иногда даже берут управление автомобилем на себя, например, при автоматической парковке. Автотранспорт всё больше и больше превращается в компьютер на колёсах. Вычислительные системы становятся с каждым годом всё мощнее, алгоритмы – всё умнее, и не за горами тот день, когда автопилот сможет заменить человека за рулевым колесом автомобиля. Машины смогут самостоятельно обмениваться информацией, считывать дорожную обстановку в режиме реального времени с помощью видеокамер, радаров, лидаров и системы геопозиционирования (например, GPS или ГЛОНАСС), выстраивать схему движения и направлять автомобиль с оптимальной скоростью из пункта А в пункт Б по наиболее выгодному маршруту. Автопилот не уснёт, не будет пьян, он строго выдерживает скоростной режим на дороге и успевает среагировать на ребёнка, неожиданно выбежавшего на дорогу. Пассажир на водительском сидении в это же самое время будет наслаждаться последним шедевром российского кинопрома, купленного совершенно легально, на micro-LED дисплее своего смартфона. Идиллия, да и только!

Машины, двигающиеся сами

Эту прекрасную картину портит только один факт: программы и компьютерные компоненты, которые создаются людьми, несовершенны. Не бывает программного обеспечения без ошибок. К сожалению, тестирование не до конца может выявить ошибки программного обеспечения, часть выявляется при эксплуатации транспортного средства. Время от времени эти ошибки вылезают на дороге в виде, к примеру, сошедшего с ума круиз-контроля – предтечи систем автономного управления автомобилем. Или системы автопилотирования, которая убивает владельца машины или случайного пешехода, пусть даже и нарушившего правила дорожного движения. История с экспериментальным автомобилем компании Uber, который задавил пешехода в тот момент, когда водитель, убаюканный спокойствием, всё своё внимание уделил событиям, происходящим в своём смартфоне, а не дорожной ситуации. Аналогично и с инцидентами с автопилотом Tesla: в момент, когда автопилот допустил ошибку, водитель, истинно уверовавший в торжество науки и техники, занимал своё внимание экраном смартфона. Таково свойство человеческой натуры, с этим ничего нельзя поделать. Да, после расследования инцидента производитель обычно выпускает новую версию программы, которую нужно установить на бортовые компьютеры автомобиля. Часть производителей делает это по старинке, в авторизованных сервисных центрах, но самые прогрессивные уже могут самостоятельно скачать и установить обновление ПО через Интернет. Но совершенно не факт, что, исправив одну проблему, программисты не добавили пару новых. Потому новые версии проходят все виды тестирования, которые только возможны, в том числе и на реальных автомобилях, что занимает много времени.

Машины, двигающиеся сами

То, что построил один человек, другой может сломать – ведь ломать быстрее, проще и дешевле, чем строить. Мы все слышали про постоянно находимые, исправляемые и снова находимые уязвимости в программном обеспечении всех без исключения компаний. То программное обеспечение, которое работает в вашем четырёхколёсном друге, не является исключением. В 2015 году исследователи в области кибербезопасности Чарли Миллер и Крис Власек публично продемонстрировали дистанционный взлом джипа Cherokee через бортовую информационно-развлекательную систему Jeep – Uconnect. Хакеры смогли получить контроль над компьютеризированными коробкой передач и тормозами. Годом позже те же исследователи смогли взломать бортовую компьютерную систему Cherokee с помощью вручную собранного аппаратного устройства, установленного в специализированный порт под приборной доской. Подавая собственные сигналы управления через свой девайс, хакеры смогли полностью перехватить контроль над машиной, включая рулевое управление и контроль скорости. Злоумышленники могут на расстоянии до 50 метров атаковать приёмные устройства GPS, используемые самоуправляемыми автомобилями, заставив их навигационные системы перестроить маршрут так, как это нужно злоумышленникам. Ещё один потенциальный сценарий – это установка в автомобиль программного обеспечения со специальной закладкой, которая срабатывает по некоторому условию. А что, удобно: продал потенциальному противнику самодвижущихся повозок, а потом раз – и всё, бортовое ПО стёрто, и машина не едет вообще, поскольку рулевое колесо уже давно передаёт усилие на колёса не через гидравлику, а через микропроцессор, управляемый бортовой прошивкой. Нет прошивки – нет управления.

Машины, двигающиеся сами

Заключение

Прогресс остановить невозможно, самоуправляемые автомобили – это дело самого ближайшего будущего. Такого рода машины будут экономичнее, удобнее, безопаснее как для водителей, так и для окружающих людей. Но новые технологии влекут за собой неизбежное увеличение количества вызовов, на которые должны будут ответить специалисты в области безопасности, в том числе и её кибернаправления. К сожалению, современный подход к кибербезопасности автопилотов для автомобилей основан на принципе «найти ошибку – исправить в исходном коде – выпустить обновление – установить обновление». Проблемы с этим подходом в том, что злоумышленники будут способны атаковать все машины, которые подвержены уязвимости, вплоть до установки на машины новой, исправленной версии бортового программного обеспечения, на выпуск которого уйдёт значительное количество времени. Более того, этот подход ничего не сможет сделать со злоумышленниками, устанавливающими в управляющие системы автомобиля свои аппаратные устройства. В сценарии моего полнометражного фильма злодей-хакер реализует именно этот вектор атаки на целевой автомобиль главного героя, управляемый автопилотом – и пассажиры атакованной машины оказываются в положении, когда они совершенно бессильны что-либо этому противопоставить. Несомненно, что специалисты в области кибербезопасности совместно с производителями автомобилей и программного обеспечения для автоматического вождения найдут выход из этой ситуации. Полагаю, что уже скоро будут реализованы новые технологические подходы к обеспечению кибербезопасности самоуправляемого автомобильного транспорта, подключённого к всемирной сети. Ну а пока, даже включив автопилот, не убирайте руки с руля и следите за дорогой, договорились?

Илья Рабинович

источник

Проверьте также

Берёзки NEWS №41. Подводные камни

Twitter Google+ Обращаем внимание на проблемы, с которыми производители смартфонов не хотят бороться. В каждом ...

Добавить комментарий